Город трудовой доблести
ВамРешать.рф
Важно: Об опасности употребления СНЮС!

Портал «Растимдетей.рф»
О всероссийской горячей линии по профилактике гриппа!
О недопустимости незаконных сборов!
Безопасные детские сайты:

О здоровье

 

 

 

                                                       

 

О всероссийской горячей линии по профилактике гриппа

С 01.10.2019 года Роспотребнадзора в преддверии эпидемического сезона гриппа организовал работу Всероссийской горячей линии по профилактике гриппа и ОРВИ. Специалисты Роспотребнадзора по Нижегородской области по телефону единого консультационного центра Роспотребнадзора  -  8 800 555 49 43 (звонок бесплатный) будут консультировать всех желающих по различным вопросам, касающимся профилактики гриппа. Специалисты службы расскажут, где можно сделать прививку, как правильно подготовиться к вакцинации, можно ли совмещать прививку против гриппа с другими прививками, как следует пользоваться масками и другими мерами профилактики

Консультации проводятся в соответствии с режимом работы

по будням с 8:30 до 17:15, пт - с 8:30 до 16:00.

 

 

  ПАМЯТКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВНЕБОЛЬНИЧНОЙ ПНЕВМОНИИ

 

Внебольничная пневмония — воспалительное заболевание легких, которое возникает вне условий стационара (больницы) или выявляется в первые двое суток после госпитализации. Эта разновидность пневмонии также называется домашней или амбулаторной.

Причины возникновения внебольничной пневмонии
Примерно в половине случаев внебольничную пневмонию вызывает Streptococcus pneumoniae (пневмококк). Другими наиболее распространенными возбудителями этого заболевания являются микроорганизмы, которые относятся к атипичным (например, микоплазма и легионелла). Реже амбулаторная пневмония вызывается гемофильной палочкой.
Пневмония передается воздушно - капельным путем, при вдыхании микробов от больного человека. Риск заражения данным заболеванием очень высок после недавно перенесенных вирусных заболеваний, таких как грипп или простуда.
Симптомы пневмонии
В типичных случаях острая пневмония проявляется следующими жалобами:
• повышение температуры тела, озноб;
• кашель (сухой, либо влажный с отделением мокроты); 
• одышка – ощущение затруднения при дыхании;
• боли в грудной клетке при дыхании;
• увеличение в крови показателя лейкоцитов – воспалительных клеток.
Также больного могут беспокоить общие симптомы, особенно при тяжелых случаях: 
• резкая слабость,
• отсутствие аппетита,
• боли в суставах,
• диарея (понос),
• тошнота и рвота,
• тахикардия (частый пульс),
• снижение артериального давления.
Профилактика внебольничной пневмонии
Здесь очень важную роль играет предупреждение респираторных вирусных инфекций. 
1. Соблюдайте гигиену рук. Мойте руки водой с мылом как можно чаще, особенно после кашля или чихания. Также эффективными являются средства для обработки рук на основе спирта.
2. Прикрывайте рот и нос бумажной салфеткой во время кашля или чихания. Если у вас нет салфетки, при кашле или чихании прикрывайтесь локтем или плечом, а не руками.
3. Оставайтесь дома, если вы или ваш ребенок переболели, в течение, по крайней мере, 24 часов после того, как температура спала или исчезли её симптомы (и больной при этом не принимал жаропонижающих средств). Для предотвращения распространения вируса заболевший школьник должен оставаться дома.
4. Все члены семьи должны сделать прививку от сезонного гриппа, как только поступит соответствующая вакцина. 
5. При первых признаках респираторного заболевания необходимо обратиться к врачу.

Качественные профилактические меры против пневмонии помогут вам оставаться абсолютно здоровыми в любую погоду.

 

 

 Будьте здоровы!

 

          

 

 

 

 

 

 

Уважаемые родители! 

Для любого ребенка поступление в детское дошкольное учреждение является трудным шагом. В этот момент резко изменяется окружающая обстановка, а вместо близких и дорогих родителей появляется воспитатели, помощники воспитателя и другие незнакомые взрослые. И все происходит в новом детском коллективе, где у каждого ребенка уже есть свое место, игрушки, друзья. Малыш медленно привыкает к спальне с множеством кроватей, к коллективным походам в туалет и прочим атрибутам общественного воспитания. Чтобы будущий воспитанник детского сада быстро привык к дошкольному учреждению, ему надо помочь. 

Эту помощь ребенку родители должны "организовать” задолго до поступления в детский сад. Начать надо с самого главного – с наблюдения за состоянием здоровья малыша и его оздоровления. Постарайтесь вылечить все детские недуги и сделать необходимые профилактические прививки. Причем прививки делаются не позднее, чем за месяц до поступления малыша в детское дошкольное учреждение. И конечно, самое главное – это закаливание и физкультура Закаленные физически подготовленные малыши почти не болеют в новых для них спать днем может уйти много времен, но малыш от этого выиграет.

В детский сад дети должны поступать с уже сформировавшимися навыками самообслуживания: они должны самостоятельно ходить в туалет или пользоваться горшком, чистить зубы, одеваться и раздеваться (взрослые могут им в этом помогать), пользоваться столовыми приборами и салфеткой, пить из чашки. Эти навыки только на первый взгляд представляются элементарными, а как страдают дети, когда родители не научили их простым приемам самообслуживания. 

В детский сад следует отдавать ребенка в последний летний месяц или в начале сентября, когда дети много времени проводят на свежем воздухе 

Дома также надо обеспечить ребенку в период адаптации щадящий режим (рациональное питание, дневной сон, более продолжительное время пребывания на свежем воздухе) с учетом врачебных и педагогических рекомендаций. Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение родителей с ребенком особенно ласковым. 

Когда адаптация к детскому саду произойдет, родители узнают это по изменившемуся поведению ребенка. Его легко можно рассмешить, ребенок редко выходит из себя и капризничает не чаще одного – двух раз в неделю, и то когда это бывают какие – либо причины. Малыш ложиться спать спокойно, не выводя окружающих из терпения, у него нет ночных кошмаров или странных страхов (пойти в другую комнату, потрогать какой – либо предмет), он почти не мочиться в постель. Ребенка можно на некоторое время оставить одного, не опасаясь, что он расплачется, как будто родители оставили его навсегда, за ним не нужно постоянно присматривать. У него появляются друзья, с которыми он охотно играет. 

Если это добрые перемены произошли, значит, все в порядке, малыш, привык к детскому саду и у него, началась новая и интересная жизнь. В детском дошкольном учреждении он получит много нового и полезного. Чтобы адаптация прошла мягко, спокойно, безболезненно нами разработаны рекомендации по сотрудничеству с родителями при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.

 

 

ВНИМАНИЕ ГРИПП!

Люди заражаются гриппом в течение всего года. Но реальный пик данного заболевания приходится на период с сентября по март. Как же уберечь себя и свою семью от этого недуга? Прибегать ли к вакцинированию или положиться на народные средства? Итак, грипп: симптомы гриппа, его профилактика – тема разговора на сегодня.

Вирус гриппа передается очень легко. Например, стоит немного постоять рядом с человеком, который кашляет или чихает в вашу сторону – и вы уже потенциальный носитель вируса. Дальше все зависит от уровня вашего иммунитета. Вы можете и не заболеть сами, но передать вирус гриппа кому-нибудь другому. Да, вполне можно заразиться даже от того, кто выглядит вполне здоровым. Инкубационный период инфекции начинается лишь за день до появления симптомов гриппа. Продолжается же он в течение следующих 5 дней для взрослых и 10 дней – для детей. 

Основные симптомы гриппа 

Грипп, в отличие от обычной простуды, всегда сопровождается очень высокой температурой (до 40 ° С!). Обычно попутно возникает сильная боль в мышцах, головная боль, сухость, сильный кашель, потеря аппетита и общее ощущение слабости. Насморк и боль в горле могут быть и симптомами обычной простуды – поэтому, можно ошибиться в постановке диагноза. Отличие в том, что при ОРЗ эти симптомы обычно исчезают в среднем через неделю. При гриппе же они более длительны, с каждым днем (при отсутствии должного лечения) усиливаются. Вирусная инфекция приводит к серьезным, даже опасным для жизни осложнениям (например, к миокардиту или воспалению легких). Чтобы не подвергать себя такому риск, лучше защитить себя от болезней заранее. Вакцинация является наиболее эффективной формой защиты от гриппа – симптомов гриппа его профилактикой подавить не удастся.

Кто в зоне риска вирусной атаки?  

Гриппом может заболеть каждый, но некоторые люди более уязвимы перед болезнями. Даже самая безобидная инфекция может вызвать у них тяжелые последствия. Ответьте себе на следующие вопросы, чтобы выяснить, являетесь ли вы в зоне особого риска вирусных инфекций.

- Вы страдаете хроническими заболеваниями, такими как астма, диабет, сердечная недостаточность или другие сердечно-сосудистые заболевания?

- У вас слабое здоровье, вы часто посещаете врача или обращаетесь в больницу? 
- У вас есть маленький ребенок, вы пожилой человек или у вас есть какое-либо хроническое заболевание?

- В период с сентября по март вы посещаете места, где можно встретить толпы людей или часто пользуетесь общественным транспортом?


Если хотя бы на один из вопросов вы ответили «да», то вы являетесь одним из людей, рискующих заболеть гриппом. Для вас лучше всего будет прибегнуть к вакцинации.

Что нужно знать о вакцинации 

Прививка – лучший способ профилактики заболевания. Иммунитет после вакцинации устанавливается в течение 2 недель. Так что лучше всего делать прививку именно сейчас – в октябре. Но даже если вы делаете это в сезон болезни, это также будет хорошим решением. Чтобы убедиться в этом, поговорите со своим врачом – он даст вам достойную консультацию. Многие считают, что при вакцинации в организм вводится малая доза вируса – это пугает и настораживает. Это не совсем так. Не беспокойтесь, что в результате вакцины вам станет плохо. Продукт содержит только мертвые вирусы, поэтому он не может вызвать инфекцию. Хотя некоторые люди после вакцинации отмечают такие симптомы, как высокая температура или временная слабость, но это не симптомы гриппа – это ответ организма на вакцину.

Термины ОРЗ или ОРВИ охватывают большое количество заболеваний, во многом похожих друг на друга. Все они вызываются вирусами, проникающими в организм вместе с вдыхаемым воздухом через рот и носоглотку, и характеризуются одним и тем же набором симптомов. У больного несколько дней отмечается повышенная температура тела, воспаленное горло, кашель и головная боль. Однако неправильно называть все ОРЗ и ОРВИ гриппом. Грипп вызывается непосредственно вирусом гриппа, относящимся к семейству ортомиксовирусов.

 

При возникновении первых симптомов гриппа показано применение следующих средств:

 

  1. обильное питье (горячий чай, морс, боржоми с молоком);
  2. жаропонижающие средства (парацетамол, панадол, колдрекс);
  3. сосудосуживающие средства местно для облегчения носового дыхания;
  4. мукалтин, корень солодки, настойка алтея и другие средства для разжижения и отхождения мокроты;
  5. противокашлевые средства (пертуссин, бронхолитин, бромгексин, грудной сбор);
  6. в первые дни болезни рекомендуются паровые ингаляции с настоями из ромашки, календулы, мяты, шалфея, зверобоя, багульника, сосновых почек;
  7. аскорбиновая кислота, поливитамины;
  8. антигистаминные препараты (тавегил, супрастин);
  9. в первые дни заболевания - натуральные препараты, поддерживающие иммунитет (интерферон, афлубин).

 

Что можно и рекомендовано при гриппе

·         Основным методом профилактики против гриппа является активная иммунизация вакцинация, когда в организм вводят частицу инфекционного агента. Вирус, содержащийся в вакцине, стимулирует организм к выработке антител, которые предотвращают размножение вирусов и инфицирование клетки. Благодаря этому заболевание предупреждается еще до его начала.

·         Вакцинацию лучше проводить осенью, поскольку эпидемии гриппа, как правило, бывают между ноябрем и мартом. Высокий титр антител, вызванный прививкой, держится несколько месяцев и начинает падать спустя 6 месяцев после вакцинации. Поэтому слишком заблаговременная вакцинация также не рекомендуется.

·         Одним из наиболее распространенных и доступных средств профилактики гриппа является ватно-марлевая повязка(маска).

·         Дополнительно необходимо принимать аскорбиновую кислоту и поливитамины, которые способствуют повышению сопротивляемости организма. Наибольшее количество витамина С содержится в квашеной капусте, клюкве, лимонах, киви, мандаринах, апельсинах, грейпфрутах.

·         Для профилактики в период эпидемий гриппа можно принимать по 2 - 3 зубчика чеснока ежедневно. Достаточно пожевать несколько минут зубчик чеснока, чтобы полностью очистить полость рта от бактерий. Положительным действием обладает и употребление репчатого лука.

·         При гриппе рекомендуется проводить регулярный туалет носа - мытье дважды в день передних отделов носа с мылом. Это удаляет микробы, попавшие в полость носа с вдыхаемым воздухом. Полезно промывание полости носа настоем лука с медом (сахаром) с помощью пипетки. (Рецепт настоя: 3 столовые ложки мелко нарезанного лука залить 50 мл теплой воды, добавить 1/2 чайной ложки меда (сахара), настоять 30 минут.)

·         Рекомендуется полоскание горла растворами  марганцовки,  фурациллина,  соды  или  ромашки,  а так же ингаляции: вскипятить 300 граммов воды, добавить 30 - 40 капель настойки эвкалипта, или 2 — 3 ложки кожуры картофеля, или 1/2 чайной ложки соды.

 

Что запрещено и не рекомендуется при гриппе

Самолечение при гриппе недопустимо, особенно для детей и лиц пожилого возраста. Ведь предугадать течение гриппа невозможно, а осложнения могут быть самыми различными. При тяжелой форме гриппа возможно развитие различных осложнений. Только врач может правильно оценить состояние больного. Такое осложнение, как острая пневмония, нередко развивается с первых же дней, а иногда и с первых часов заболевания гриппом. Поэтому необходимо назначение специфических противовирусных средств и адекватной терапии антибактериальными средствами и другими препаратами (чтобы не допустить осложнений). Часто показаны и дополнительные обследования - рентген грудной клетки, ЭКГ.

 

 

 ВАКЦИНАЦИЯ ОТ ГРИППА: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Какие последствия бывают от прививки от гриппа?

 

Противники прививок часто заявляют, что после них у детей страдает формирование собственного иммунитета. Это не так. Иммунная система полностью формируется только к 12 годам, поэтому примеры иммунодефицита после прививки совершенно не обоснованы. Здесь имеет место ситуация, когда после - не означает вследствие. Дело в том, что прививка активирует иммунную систему, а если после инъекции проявились признаки иммунодефицита - это означает лишь то, что вакцинация их просто выявила, можно сказать спровоцировала. Это следует рассматривать не как вредное воздействие, а как сигнал о том, что необходимо пройти обследование у грамотного иммунолога, который подкорректирует иммунный статус ребенка. Другое распространенное мнение противников прививок состоит в том, что вакцины содержат огромное количество вредных веществ, которые негативно воздействуют на ребенка, затормаживая его развитие, в том числе умственное, и приводят к многочисленным болезням. К сожалению, эмоциональное воздействие такого утверждения очень сильно, поскольку при таких словах в головах родителей встают ужасные картины. Если эмоциональное воздействие будет очень сильным, стресс глубоким, то у родителя закрепится именно такая ассоциативная картинка: "прививки – ребенок вырастет умственно отсталым и больным". После этого никакие здравые аргументы и доводы этот человек воспринимать не будет. С этим ничего не поделаешь, так устроена человеческая психика. Поэтому всегда, когда кто-то пытается воздействовать эмоционально, включайте разум, критикуйте доводы воображаемого собеседника, оппонируйте ему и т.д. В общем, делайте все, чтобы разум держал под контролем эмоции, не позволяйте нанести себе психотравму.
Соблюдение правила "золотой середины" означает, что необходимо занять разумную позицию. Естественно, что прививки нужны, иначе мы вернемся к временам средневековых эпидемий, которые выкашивали от половины до двух третей населения. Причем нет никакой гарантии, что в эпидемию ваш ребенок останется жив. Однако, учитывая возможные осложнения после прививок, необходимо тщательно выбирать время вакцинации, отслеживая состояние ребенка. Всегда внимательно изучайте противопоказания к препарату, регистрируйте состояние ребенка после процедуры. Если возникли подозрения, что ребенок часто болеет, у него снижен иммунитет и прививка может навредить, проверьте его иммунный статус, проконсультируйтесь у иммунолога. Если есть необходимость, скорректируйте иммунный статус и составьте индивидуальный план прививок, согласно рекомендациям врача–иммунолога.
И конечно не принимайте реакцию на препарат за осложнения. Любая прививка должна вызывать какую-либо реакцию, которая может быть сильнее или слабее. Это связано с тем, что вакцина представляет собой ослабленный возбудитель болезни, который не способен вызвать инфекцию, но вызывает реакцию со стороны иммунной системы. В ходе данной реакции вырабатываются особые клетки памяти, которые и станут иммунитетом к данной болезни на долгие годы. Клетки памяти сохраняются в организме различные промежутки времени: некоторые - пожизненно, а другие лишь на несколько лет или на год, как при вакцинации от гриппа.

 

Нужна ли прививка от гриппа детям?

 

Дети не защищены от многочисленных инфекций, в том числе гриппа, в силу того, что их иммунитет полностью не сформирован. Поэтому ребенок легко и часто простужается, заболевает различными инфекционными болезнями и т.д. Любая инфекция у ребенка протекает тяжелее, чем у взрослого. При этом напрягаются все силы его относительно слабой иммунной системы, чтобы обеспечить эффективное уничтожение патогенного микроорганизма. Частота развития осложнений инфекции у ребенка значительно выше, чем у взрослого человека. Грипп является опасным вирусным заболеванием, вызывающим инфекционно-воспалительный процесс. Опасность гриппа именно в его осложнениях, которые настолько опасны, что могут привести к смерти. Особенно тяжело болезнь протекает у детей, стариков, беременных женщин и пациентов с новообразованиями. Именно поэтому эти люди должны прививаться от гриппа. В период сезонной эпидемии гриппа увеличивается смертность из-за развития осложнений. Чаще всего причиной смерти от осложнений являются развившиеся тяжелые патологии дыхательной и сердечно-сосудистой системы, или имеющийся диабет. К сожалению, грипп может быть смертельным не только из-за осложнений.
Прививка от гриппа не является гарантией того, что ребенок не заболеет, но если инфицирование произойдет - то инфекция будет протекать гораздо легче, а риск развития осложнений будет минимальным.

 

Когда и как её делать?

 

Всемирная организация здравоохранения рекомендует прививать детей от гриппа, начиная с полугодовалого возраста. Если ребенок еще не достиг возраста 6 месяцев, лучше всего привиться всем взрослым, которые контактируют с младенцем, чтобы не для него стать источником заражения. Чем младше ребенок, тем выше риск развития у него осложнений гриппа или тяжелого течения инфекции. Такой риск сохраняется у детей до пятилетнего возраста включительно. Поэтому детям данной возрастной группы лучше делать прививку каждый год.
Если ребенок страдает следующими патологиями, то прививка от гриппа для него является необходимостью:

 

 

Ребенка можно прививать от гриппа с полугода. При этом обычно прививки начинают ставить с октября. Если в этот период не было возможности привить ребенка, можно сделать это в декабре или январе, поскольку иммунитет вырабатывается через 2 недели после вакцинации. Если ребенок заболел - дождитесь выздоровления и вакцинируйте малыша. Нормализация температуры тела на фоне оставшихся кашля и насморка является сигналом к тому, что можно делать прививку.
Вакцину ребенку вводят в количестве 0,25 мл до трех лет, и по 0,5 мл - после. Когда вы вакцинируете ребенка первый раз в его жизни, ему необходимо получить две прививки от гриппа в текущем году. Причем вторая ставится через месяц после первой. Необходимость двукратного введения вакцины обусловлена тем, что иммунитет против данного заболевания у ребенка не способен полностью сформироваться после единственной дозы препарата. Все последующие годы ребенку будет необходима только одна прививка, как и взрослым. Таким образом, для формирования эффективного иммунитета против гриппа в первый год вакцинации – две прививки, далее каждый год по одной. Если ребенок в первый год был привит только однажды, то в будущем году вакцину следует ввести дважды.
Детям препарат вводят внутримышечно – в бедро или плечо. Если по графику прививок ребенка должны вакцинировать еще от какой-либо инфекции - можно сделать это одновременно с противогриппозной прививкой. Прививка от гриппа несовместима только с БЦЖ и вакциной против желтой лихорадки.
Детей прививают от гриппа инактивированной вакциной, в состав которой входят два типа вируса А, и один - В. Типы вирусов в вакцине определяются ежегодно. В нее включают именно те виды, которых больше всего циркулирует во всем мире, включая территорию России.

 

Отличия отечественных и зарубежных противогриппозных вакцин

 

Имеется два основных отличия:
1. Наличие в российской вакцине небольшого количества иммуностимулятора (препарат Полиоксидоний).
2. В российских вакцинах - меньше доза вирусных частиц.
Однако эффективность отечественных и зарубежных препаратов - одинакова. Фармацевтические фирмы производят вакцину ежегодно, опираясь на данные ВОЗ о наиболее вероятных типах гриппа, поэтому какой-либо специфичности в них нет. Это означает, что российский препарат не будет более надежной именно от тех видов вируса, которые циркулируют в нашей стране. Во всем мире каждый год циркулирует одни и те же типы вируса гриппа - они не признают границ, и свободно перемещаются по воздуху.

 

Реакция ребенка на прививку

Возможно развитие реакции в форме небольшого болевого синдрома в месте укола. Иногда наблюдается краснота на месте инъекции. У некоторых детей наблюдается кратковременное повышение температуры до 37,5oС, не более трех суток. Также возможно легкое общее недомогание или легкие болевые ощущения в мышцах.

 

Осложнения и противопоказания

На сегодняшний день для противогриппозной вакцины не выявлено каких-либо специфических осложнений. Наиболее частое осложнение – сильная аллергическая реакция, вплоть до анафилактического шока. В связи с этим основным противопоказанием для данной прививки является наличие аллергии на белок яиц или медицинский препаратНеомицин. Также нельзя вводить вакцину, если предыдущая инъекция вызвала сильную аллергическую реакцию.

 

 

 

Бережем здоровье с детства                                  ,

                      или 10 заповедей   здоровья.

 

Заповедь 1. Соблюдаем режим дня.

 

     Очень важно приучать ребенка просыпаться и засыпать , кушать, гулять , играть в одно и то же время.

     Следует уделять особое внимание полноценному сну (своевременное засыпание  - не позднее 21.00-22.00 ,минимальная длительность сна 9- 10 часов.

    Необходимо регламентировать просмотр телепередач как по времени , так и по содержанию.

    Все это вселяет чувство безопасности, уверенности и устойчивости. Это учит ребенка распределять и сохранять физические и психические силы в течение дня, делает его более спокойным и позитивным.

Заповедь 2. Регламентируем нагрузки.

 

    Очень важно регламентировать как физические нагрузки , так и эмоциональные и интеллектуальные. Другими словами,  жить под девизом «Делу время – потехе час».

   Нужно внимательно следить за поведением ребенка. При этом нужно ориентироваться на его состояние. Потеря внимания, капризы, истерики, отказ от деятельности ,расторможенность являются сигналом перегрузок. При первых признаках этих проявлений  следует прекратить или снизить интенсивность деятельности или общения.

  При первой же возможности дать ребенку отдохнуть. Лучший отдых –двигательная активность на свежем воздухе.

   Внимание! Превышение даже эмоционально-положительных нагрузок (увлекательные игры, радостное общение – особенно у детей 3-5 лет) может привести к перегрузкам и как следствие к негативным результатам. Если мы , взрослые, вовремя не примем меры и не прекратим или не снизим нагрузки ребенка, за этим состоянием могут последовать истощение ,недомогание, истерика , а затем и болезнь.

Заповедь 3 . Свежий воздух.

 

  Свежий воздух необходим детскому развивающемуся мозгу! Недостаток кислорода приводит к значительному ухудшению самочувствия. Нехватка кислорода приводит к быстрой утомляемости  и истощаемости. Для хорошего самочувствия и успешной деятельности ребенку необходимо пребывание на свежем воздухе минимум 3 часа  в день и в проветренном  помещении во время сна.

  Ежедневные прогулки – эффективный метод закаливания ребенка.

  Под влиянием воздушных ванн не только повышается тонус нервной ,дыхательной и пищеварительных систем, но и возрастает количество эритроцитов и гемоглобина в крови.

Заповедь 4. Двигательная активность.

 

Движение –это естественное состояние  ребенка. Задача взрослых – создать условия для двигательной активности ребенка. Лучшая среда для этого- детская площадка, парк, такт как они сочетают два важных условия для двигательной активности – пространство и свежий воздух.

  Пусть ваш ребенок  как можно больше гуляет, играет в подвижные игры, бегает, прыгает ,лазает, плавает.

Заповедь 5.  Физическая культура.

 

  Систематические занятия физкультурой  очень полезны для здоровья. Они укрепляют не только физическое здоровье, но и психику ребенка, позитивно влияют на его характер ,способствуют развитию волевых качеств, уверенности в себе, ответственности ,умения дружить.

  Видов физической культуры очень много : утренняя гимнастика, физкультминутки, физкультурные занятия в детском саду, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз и др. И , конечно, спортивные секции – виды спорта, которые нравятся ребенку.

     Главное, чтобы выбранный вид физической культуры нравился ребенку , чтобы он занимался этим с удовольствием.

    В ребенке может укоренится лишь то, что сформировано в семье, а значит, основой успеха является личный пример авторитетного для ребенка взрослого – родителя.

 Заповедь 6. Водные процедуры.

 

                          Давайте же мыться ,плескаться,    

                          Купаться, нырять ,кувыркаться….

   Всем  с детства известны строки К.Чуковского.

Значение водных процедур для здоровья человека известно издавна и подтверждено многовековым опытом.

   Вы можете выбрать любой ,подходящий для вашего ребенка вид водных процедур или же чередовать разные виды.

 -обливание утром и вечером  перед сном  теплой ,прохладной или холодной водой.

-контрастный душ ,контрастные ванны для рук и ног.

-обтирание мокрым полотенцем.

Предварительно проконсультируйтесь с врачом-педиатром.

Главное, пусть ребенок получает удовольствие от этой процедуры. И вы радуйтесь вместе с ним!

Заповедь 7. Используйте простые приемы массажа биологически активных точек рук, ступней, ушных раковин , лица и тела.

 

   Массаж биологически активных точек ,расположенных в области носа, глаз, ушей , у висков, на пальцах рук и ног , на кистях рук, на подошвах ,путем надавливания ,растирающих линейных и вращательных движений является  прекрасным средством улучшения регуляции деятельности всех систем организма. Таким образом, он нормализует работу всех органов и систем ,в том числе и психики.

Заповедь  8. Теплый ,доброжелательный психологический климат в семье.

 

    Обстановка, в которой воспитывается ребенок , психологический климат в семье имеют огромное влияние на состояние физического и психического здоровья ребенка. В комфортной ситуации развитие ребенка идет быстрее и гармоничнее. Он впитывает в себя все позитивное ,  что его окружает. И это делает его сильным,  счастливым и уверенным в себе человеком.

   И , наоборот, если ребенок растет в неблагоприятной среде, где присутствуют агрессия ,раздражение ,злость, тревога, страх ,он заражается этими негативными эмоциями и чувствами , что приводит к  расстройствам его здоровья и , следовательно, к задержке в развитии.

   Чтобы ваш ребенок рос здоровым и счастливым , мы предлагаем вам установить в семье кодекс чести, провозглашающий следующее:

- Позитивное, доброжелательное настроение всех членов семьи.

- Ровный, спокойный тон в процессе общения в семье.

- Единство требований к ребенку со стороны всех членов семьи во всех ситуациях.

- Обязательное поощрение ребенка при минимальных успехах и даже при их отсутствии , если ребенок постарался.

- При любой возможности осуществление с ребенком телесного контакта (погладить , взять за руку, легкий массаж тела и т.д.)и визуального контакта (посмотреть ребенку в глаза, желательно на одном  уровне с ним, т.е. присесть).

- Организация совместной деятельности с ребенком  ( по возможности чаще).

Никогда не отказывайте  ребенку в общении!

Установите в семье запрет :

- На бурные негативные эмоции , особенно вечером, перед сном.

- На крик,

- На раздражение,

- На непонятное для ребенка наказание (особенно в жестких формах),

- На агрессию,

- На злость.

Стремитесь быть мудрыми в воспитании  ребенка. Наш негатив разрушает неокрепшую психику ребенка , дезориентирует его и , следовательно , в конечном счете ослабляет его здоровье.

Заповедь 9.    Питание.

 

Детям для полноценного роста и развития необходимо рациональное питание. В организации питания ребенка  следует придерживаться простых, но очень важных правил.

- Питание должно быть по режиму (выработать у ребенка привычку есть в строго отведенные часы).

-Для приготовления пищи использовать только натуральные продукты , не содержащие консервантов, синтетических добавок.

- Включать в рацион питания ребенка богатые витаминами и минеральными веществами продукты.

-Важно , чтобы питание  было хорошо сбалансировано : в пище должно быть достаточное количество белков, жиров и углеводов.

-Ежедневно на столе должны быть фрукты и овощи.

-Еда должна быть простой, вкусной и полезной.

- Настроение во время еды должно быть хорошим.

- Аппетит ребенка зачастую зависит  от внешнего вида еды.

Заповедь 10. Творчество.

 

     В творчестве ребенок может выразить себя : свои мысли,  чувства, эмоции. Он может создать мир по своим законам , почувствовать радость и удовлетворение. В творчестве ребенок может проявить негативные чувства и переживания и освободиться от  них. Через творчество ребенок постигает прекрасное , гармонию мира.

    Помогите ребенку увидеть прекрасное в мире , влюбиться в красоту и поддержите его желание созидать.

    Для этого подходят различные виды деятельности :

- рисование,

- лепка ( из пластилина, глины, теста),

- изготовление поделок из бумаги,

- шитье, вязание, плетение,

- занятие музыкой и пение, прослушивание классической и детской музыки,

- занятия танцами , театрализованной деятельностью.

  Все это и многое другое дает возможность эмоционального выражения , учит ребенка любить труд , гордиться собой.

 

 

 

Закаливание.                                  

 

             В каждой семье  родители отдают детям все лучшее,стремятся создать для них наиболее комфортные условия.Ребенка излишне укутывают,свежий воздух именуют «сквозняком»,вот и растет малыш систематически болеющим,казалось бы ,без всяких  на то причин.Плавание в раннем возрасте,плескательные водные процедуры,одежда по погоде без лишнего укутывания,продолжительные прогулки и систематические занятия физкультурой-надежный источник развития резервов здоровья.

               Природа наделила человека способностью приспосабливаться к изменениям окружающей среды,и прежде всего температуры.Но сохраняется эта способность лишь при постоянной тренировке.

              Закаливающие процедуры не только снижают заболеваемость человека,но и повышают его работоспособность,физические возможности организма.

              Методика закаливания требует соблюдения четырех основных правил,основанных на физиологических закономерностях,обусловливающих течение процессов адаптации организма человека к изменяющимся температурам.

              Первое правило.Постепенное нарастание закаливающего фактора.Очень важно,чтобы после каждой процедуры у ребенка возникала последовательная реакция,одна из них – покраснение кожи.Некоторые родителиопасаясь действия холода,либо вообще не изменяют температуру,либо изменяют ее столь незначительно,что это не вызывает никакой реакции.Такое закаливание почти бесполезно.

              Постоянно увеличивать порог раздражителей необходимо потому ,что со временем воздействие уже привычной разности температур перестает быть раздражителем,становится нейтральным.Постепенное увеличение закаливающей дозы –обязательная ступенька для повышения устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

            Второе правило.Закаливание должно быть индивидуальным,учитывать возраст,состояние здоровья,особен-                                 ность реакций на раздражитель.

           Третье правило.Систематичность и непрерывность проведения закаливающих процедур.У детей,как и у взрослых,закаливающий эффект наступает через 2-3 недели.А исчезает он при отсутствии тренировок за 1,5-2 месяца.Поэтому устойчивого результата можно достичь только под влиянием постоянных тренировок.

            Четвертое правило.Применять следует  различные раздражители,не имеющие перекрестного эффекта.Это связано с различными физиологическими механизмами  адаптации к теплу и холоду,продолжительности  действия  тренирующих факторов.Так,   например,закаленный к воздействию высоких температур может быть очень восприимчивым  к холоду.Таким  образом.закаливание необходимо проводить и к теплу,и к холоду.

             Основными закаливающими факторами являются воздух,солнце и вода.Таким же действием обладают  измененные человеком источники закаливания:душ,бани,сауны.

             Для дошкольников предпочтительны  естественные средства.

              Начинать закаливание  можно в любое время года.

Детям полезно принимать свето-воздушные ванны.        Для чего ребенка на 2-3 минуты оставляют в одних трусиках при температуре окружающего воздуха 16-18 *,для детей старше 4 лет – температура на 2* ниже,увеличивая время процедуры до 15-20 минут.

           Если есть возможность,используйте дневной сон на воздухе летом.

          Солнечные ванны    можно проводить в летние месяцы – это 11-13 часов,в южной полосе – 8-10 часов.В весенние и осенние дни время закаливания сдвигается ближе к полудню.

         Обнаженные дети до 3 лет первый раз могут быть на солнце не более 3 минут.Это время увеличивается  каждый день на 1 мин.,постепенно  это время доводится до получаса (Для 3-летних детей).

         Если кожа детей особо чувствительна к солнечной радиации,покройте его в первые дни одеждой.Не забывайте надеть на голову белую панамку.

         Пребывание на воздухе следует сочетать с подвижными играми.Солнечные и воздушные ванны можно сочетать с водными процедурами.

         Вода  оказывает на организм очень многостороннее влияние.Особенно ценен эффект от купания в морской воде,в которой растворены практически все известные микроэлементы.Да и в обычной ванне можно усилить химический эффект,добавляя в воду те или иные вещества по рекомендации врача.

       Водные процедуры могут быть местными и общими.Интенсивность действия  зависит от разницы температуры кожи и воды,а также от величины соприкасаемой поверхности.Температуру воды обязательно определяйте градусником.а не на ощупь.

       Первая закаливающая процедура для всех детей –ежедневные умывания водой.Вода для умывания доводится с28  до 18-16*(градусов).

     Высокоэффективная закаливающая процедура  -обтирание влажным полотенцем ,смоченным в воде с температурой 28-30*.Через каждые 3-4 дня температуру  воды снижают на 1 градус и доводят до 24-25 градусов для маленьких детей и до 16- 18 градусов для более старших.Хорошо отжав смоченное полотенце,им обтирают тело  ребенка,начиная с лица,шеи,потом переходят на руки,переднюю и заднюю поверхность грудной клетки.

       Высокоэффективная процедура – обливание – душ в течение 2-3 мин.Детей начинают обливать водой 33 градуса,с 4-6 лет – не ниже 31*,понижая до 24-26 градусов.

     Можно обливать не все тело,а только предплечья и кисти или же голени и стопы.С 6 лет проводят ежедневные обливания до пояса.Если ребенок плохо переносит холод,то заканчивать процедуру над теплым душем,затем кожу вытереть насухо  и растереть до порозовения.

        Эффективным закаливающим свойством обладают и полоскания горла.Сначала для этого используют  воду при температуре 30* и доводят до комнатной,ежедневно снижая на 1 градус.Продолжительность полоскания – 1-2 минуты.Приучите детей к этой процедуре так же,как к умыванию и чистке зубов.

        Высоким закаливающим эффектом обладает купание в естественных водоемах.Большинство детей не боятся воды.Приучение тех,кто ее опасается,можно начинать с игр на мелком  месте в ясный,безветренный день с температурой воздуха

 

 

не ниже 24 градусов,а воды- 22 градуса.Детям достаточно одноразового  купания в день в течение 4-5 минут.

           В каждом конкретном случае продолжительность купания в естественном водоеме должна определяться индивидуально  в зависимости от предварительной закаленности малыша.

         Очень полезно приучать детей ходить босиком по земле.Конечно,когда она хорошо прогрета.А до этого пусть ребенок ходит дома по 10 м утром и вечером без тапочек,только в хлопчатобумажных носках,через 7-8 дней можно снять и носки.Хождение босиком не только закаливает,но и тренирует свод стопы,предупреждая тем самым плоскостопие.

 

 

        Никогда не поздно начать закаливание,в том  числе и часто болеющих детей.

 

        При проведении процедур родители должны быть примером и хотя бы на ступеньку опережать ребенка,чтобы он стремился стать таким же,как папа и мама.Закаливание показано не только детям,но и взрослым.

 

       Закаливание является  высокоэффективной системой повышения устойчивости организма к различным заболеваниям и должно культивироваться  в каждой семье .